КАЗАХСТАНСКИЙ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС:ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ИНОСТРАННОМУ ИНВЕСТОРУ
Озат БАЙСЕРКЕЕВ
Важные характеристики МСБ. Доля МСБ в ВВП страны уже много лет остается невысокой, в 2019 году она составила 28%. Доля МСБ в валовом региональном продукте выше в двух крупнейших городах – Нур-Султане (55%) и Алматы (40%). Более трети компаний МСБ занято в торговле.
Проблемы МСБ. Главная проблема – доступ к банковскому финансированию. Высокие процентные ставки (17% и выше) обусловливают и высокий уровень проблемных кредитов в ссудном портфеле банков, доля которых составляет около 70%. Предприниматели брали деньги на развитие бизнеса, на оборотные средства, но не справились с обязательствами по кредитам, и теперь доступ к кредитам для них закрыт.
Другая серьезная проблема – качество человеческого капитала, низкая квалификация руководителей и персонала. При этом их запросы по зарплате не соответствуют профессионализму.
Важной проблемой все еще остается правовая среда ведения бизнеса. По мнению многих предпринимателей, рассчитывать на справедливое и беспристрастное правосудие, реальную поддержку в государственных органах не приходится, а коррупция и рейдерство стало явлением обычным.
Конкуренция со стороны Китая – серьезная угроза. Очень много различных товаров широкого потребления и промышленного назначения импортируется из Китая. При относительно невысоком качестве, китайская продукция значительно ниже в цене по сравнению с европейскими и американскими аналогами.
Поведение потребителя. С общим падением уровня жизни населения поведение потребителя меняется. Он становится менее платежеспособным, предпочитает товары подешевле и поэтому все больше покупок производится через Интернет (Ali Express, Wildberries и др.), где ассортимент шире, а цены ниже, чем в обычных магазинах. Около половины доходов казахстанцы тратят на продукты питания, что также снижает возможности для непродовольственных бизнесов.
Запускать или завозить? Высокие пошлины на импорт и удаленное географическое положение без выхода к морю делают предпочтительным вариант запуска бизнеса на месте в Казахстане, нежели завоз готовой продукции. Алматы менеджмент университет готов помочь французским компаниям найти местного партнера и консультировать их при дальнейшем ведении бизнеса.
Услуги для компаний. Для компаний мы (Высшая школа бизнеса Алматы менеджмент университета) предоставляем управленческий консалтинг (разработка стратегии, маркетинг, операционный менеджмент), финансовый аудит, проводим тренинги и обучаем их руководителей на программах МВА и DBA.
Механизмы привлечения инвесторов. В фокусе государственной политики привлечения инвестиций находятся десять приоритетных стран – США, Великобритания, Италия, Южная Корея, Иран, Япония, Германия, Франции, КНР и Индия, где в казахских посольствах есть специальные советники по инвестициям. Национальное агентство по экспорту и инвестициям АО «KAZNEX INVEST» имеет представительства в Нью-Йорке, Дубае, Франкфурте, Стамбуле и Пекине и также имеет целью привлечение инвесторов и оказывает весь спектр услуг «из одного окна», т.е. в одном месте. Они помогают потенциальным инвесторам готовить документы, консультируют по вопросам поиска инвестиционной площадки, подбирают казахстанских партнеров и др. В стране функционируют Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-Министре РК и инвестиционный омбудсмен, назначение которых – решать проблемные вопросы иностранных инвесторов. Во всех регионах созданы Советы по привлечению инвестиций под руководством местных руководителей – акимов.
Советы для иностранных компаний. Иностранным инвесторам полезно знать некоторые «особенности национального бизнеса», чтобы не попасть в кросс-культурные ловушки. Используя два простых критерия цены и качества продуктов/услуг, мы поделили все казахстанские компании на четыре типа (см. табл.). Условное название каждой категории говорит само за себя.
Типы казахстанских компаний
Низкое качество | Высокое качество | |
«Крыша+…»Высокая цена при низком качестве. Это компании, активно эксплуатирующие административный ресурс, как правило, аффилированные с коррупционной частью местных или центральных органов власти. Основной бизнес – выполнение государственных заказов через участие в тендерах и гос. закупках. Сюда же относятся естественные и «неестественные» монополисты. | “D&G”Высокая цена при высоком качестве. Немногочисленные крупные и средние компании, успешные, имеющие солидный (по казахстанским меркам) возраст. Сумели выиграть конкуренцию, заработали репутацию. Умеют диверсифицировать продукцию по качеству и цене в зависимости от конъюнктуры. Основной сегмент – состоятельные слои населения. | |
A la «Made in China»Низкая цена при низком качестве. Многочисленные мелкие торговые, производственные компании и поставщики услуги. Основа бизнеса – низкая себестоимость и низкая цена. Целевой сегмент – бедные слои населения, потребители с низкими доходами. | «Красная книга»Низкая цена при высоком качестве. Самая малочисленная группа. Получает прибыль за счет оборота. Большой оборот, в свою очередь обусловлен этим редким для страны сочетанием низкой цены и высокого качества. Постоянно совершенствует продукцию, оставаясь верной своим принципам качества и доступности. Имеет широкую базу лояльных клиентов из разных социальных слоев. |
Что ожидает каждый тип компаний при дельнейшем обострении конкуренции? Очевидно, что наиболее конкурентоспособны представители «Красной книги». Тяжелее будет компаниям из категории D&G, им придется умерить аппетиты и снизить цены, отказаться от супер высокого качества и перейти на обслуживание более низкого сегмента. Компании из категории A la «Made in China» скорее всего отправятся на свалку, т.к. «красной книги» из них наверняка не получится в силу многолетней привычки делать все плохо. А «Крыша+…» будет жить до тех пор пока жива их «крыша» или пока сохраняется их монополия. Отсутствие политической конкуренции порождает слабость экономической конкуренции, что, собственно, и определяет подобную типологию компаний. Это, в свою очередь, формирует и соответствующую корпоративную культуру и стиль менеджмента. В итоге мы получаем целый ряд характерных негативных особенностей казахстанского менеджмента, к числу которых, например, относятся следующие:
- Авторитарный стиль управления. Многие руководители подбирают сотрудников под себя, при этом часто приоритет отдается родственникам и друзьям;
- Обилие «успешных непрофессионалов» – руководителей, которые не очень профессиональны, но при этом есть все атрибуты успешного человека – должность, высокая зарплата, квартира, машина и пр.
- Преимущественная ориентация и расчет на агрессивную рекламу, нежели на качество;
- Низкая стратегическая культура, т. е. приоритет краткосрочных задач перед долгосрочными, что обусловлено непредсказуемостью экономической, фискальной и монетарной политики государства.
Однако, не смотря на неблагоприятный внешний социально-экономический фон, казахские компании МСБ продолжают расти, развиваться и искать новые методы производства и сбыта своих товаров и услуг. Здесь им помогают открытость к инновациям, ответственность перед иностранными партнерами и способность выживать в условиях хаоса.