АРСЕНАЛ АДАПТИВНОГО ЛИДЕРСТВА
Байсеркеев О.Н.
Докторант DBA
Алматы менеджмент университет, г. Алматы
Карибджанов Б.Б.
К.э.н., доцент
Алматы менеджмент университет, г. Алматы
Ключевые слова: менеджмент, адаптивное лидерство, вовлеченность персонала.
В условиях быстроменяющейся, сложной, непредсказуемой и двойственной внешней среды (мир VUCA) традиционное лидерство, опирающееся на харизматичного, всезнающего и вездесущего руководителя, работающего по модели «вижу цель – вдохновляю людей – они идут за мной», уже не в справляется со своей задачей. Более того, в силу физической невозможности для первого руководителя быть везде и всюду такая система лидерства очень быстро становится тормозом развития, причиной отставания организации, что ведет ее к постепенному, но неизбежному краху. Нужна другая модель, при которой нет такой зависимости от руководителя. На наш взгляд, лучше всего ее суть показал Лао Цзы: «Лучший лидер – это тот, о существовании которого люди едва знают; при этом вся работа сделана, цели достигнуты, а люди говорят: мы сделали это сами».
Чтобы прийти к такому лидерству нужно расчистить дорогу. Надо отучиться от старого содержания, которое не вписывается в современный мир. Оно противоречит основным требованиям этого нового мира, который ценит в людях уметь следующее:
- Решать сложные задачи. В традиционной системе этим занимается только «руководство».
- Управлять людьми. Так же.
- Критически мыслить. Оно способствует изменению существующей системы, но этому будет препятствовать куча начальников, не желающих выходить из зоны комфорта.
- Быть креативным. Это предполагает инициативу, которая может быть наказуема и поэтому никому не нужна, поскольку безопаснее просто исполнять решения руководства.
- Координировать и взаимодействовать с другими, в том числе с подразделениями, которые курируются другим высоким руководителем, а это сразу возводит Великую китайскую стену между ними в силу необходимости «согласовать», «не прыгать через голову», преодолеть «политические» козни, особенно характерные для крупных организаций, где идет негласное противоборство между различными кланами и группировками.
- Быть эмоционально интеллектуальным. Данное умение также остается невостребованным, поскольку этот инструмент решения практических задач оказывается часто слабее общей неконструктивной корпоративной культуры организации.
- Рассуждать и принимать решения. Эта способность может быть не просто не востребована, но и наказуема за «самодеятельность».
- Быть клиентоориентированным. Для многих сотрудников важнее не нужды клиента, а мнение и позиция начальника, который может быть убежден, что «наши клиенты уже совсем обнаглели, сами не знают, чего хотят».
- Вести переговоры. Умение вести переговоры с клиентом, поставщиком, начальством, конечно же, нужное качество. Но это сложно, часто противоречит внутренним ценностным установкам (типа: «Ты чего там умничаешь? Делай как написано в инструкции/как я сказал») и постепенно отбивает желание сотрудника развивать этот навык.
- Получать знания из различных источников. Когнитивная гибкость для изменения внутренней среды организации также становится сложной задачей, которая может не приветствоваться начальством в силу указанных выше причин.
Таким образом, мы приходим к тревожным выводам о существующем порядке многоуровневого управления:
а) Централизованное принятие решений и последующие приказы и указания сверху вниз уже не успевают за ускоряющимся ритмом жизни;
б) Бюрократия становится главным тормозом развития и причиной упадка организаций;
в) Нужна децентрализация принятия решений и бизнес-активизация подразделений.
Адаптивное лидерство и возникает именно как ответ на эти вызовы, с которыми не справляется традиционное лидерство, ориентированное только на одну «светлую голову». Суть Адаптивного лидерства можно выразить следующими тремя посылами: (а) умение задавать вопросы по существу, (б) добиваться полного вовлечения коллег в процесс; (в) получать идеи из различных источников.
Императив «Долой иерархию!» впитывает в себя всю суть Адаптивного лидерства. Но это настолько необычно и непривычно (убрать многочисленных начальников), что вначале вызывает немедленный внутренний протест (и прежде всего у самих начальников). Рассмотрим некоторые примеры того, как новый опыт выглядит в традиционных вещах.
- Сотрудники сами выбирают подразделение для работы. Обычная практика – это когда сотрудники распределяются руководством компании кто где работает в зависимости от образования и опыта. Предположим себе ситуацию иную: сотрудники сами выбирают работу что называется «по зову сердца». Ну, например, юрист захотел работать в продажах, поскольку он терпеть не может сидеть и ковыряться в договорах (эту профессию ему выбрали родители-юристы, чтобы «продолжить династию»), а душа его поет при общении с людьми, его стихия – быть в поле, когда «волка ноги кормят». Это хорошо или плохо? В смысле будет ли польза от таких передвижений сотрудников (юриста в продажи, продажника в экономисты и пр.) или, наоборот, можно делу навредить. Первая поверхностная реакция – будет бардак и хаос. Аргументы против: все пойдут куда захотят, что вызовет дисбаланс и перекос в штатном расписании, сотрудник не имеет соответствующего образования, опыта, а ждать когда он овладеет профессией некогда. Все, вроде, верно. Однако, если посмотреть глубже, то мы увидим, что риски больше теоретические, а положительные моменты налицо: сильная мотивация (хотя бы потому, что нужно доказать правильность своего выбора), отсюда стремление к овладению новых знаний и навыков, их дальнейшее совершенствование и вовлечение. А самое главное – человек будет заниматься любимым делом, а это много значит. Конечно, есть определенные ограничения, например, мы не можем позволить стюардессе разрешить перейти в пилоты. Везде должен быть здравый смысл, который не позволит переступить черту, когда хороший метод, инструмент способ, отлично работающий в определенных, относительно простых условиях, может привести к катастрофе при более сложных обстоятельствах.
- В подразделениях не назначаются начальники. Первая реакция опять – будет хаос и беспорядок. Да, первые пять-десять минут после объявления этой новости директором («Ребята, с понедельника в вашем отделе продаж будете работать без начальника») будет весело. А аргументы против можно резюмировать к одному – люди не смогут сами себя организовать. Но так ли это на самом деле? После пятиминутной (или часовой) эйфории («теперь можно не работать!») кто-нибудь все же поставит вопрос: «Ну, ладно, пошутили и хватит. Как теперь будем работать?» С этого момента «процесс пошел». Через дискуссии, шумное и эмоциональное обсуждение (кому теперь достанутся самые «жирные» клиенты, если нет начальника, и как соответственно будут распределяться бонусы), которое может занять достаточно много времени, работа все-таки начнет налаживаться. Во-первых, появится неформальный лидер (с этим обычно никто не спорит, за исключением какого-нибудь умника, который говорит: «А если появится два лидера?»). Если появится два лидера, один обязательно будет сильнее: более умный, более рассудительный, более терпеливый, более логичный, более убедительный, с лучшими навыками коммуникации и презентации и т.д.) Люди это сразу оценят и осадят амбициозного претендента и начнут один за одним решать свои проблемы. И они их решат, потому что будут вовлечены все, включится коллективный разум.
- Для подразделений не устанавливаются планы (производства, продаж и пр.) Тот же директор после объявления о работе отдела без начальника возвращается через минуту в отдел и добавляет масла в огонь: «Да, я забыл вам сказать, что и планы продаж также отменяются». И уходит. Как работать без плана продаж? Это же невозможно (хотя некоторые компании и так спокойно работают без таких планов). Как распределить клиентов, территорию, категории продуктов между продавцами? Везде нюансы, порождающие споры и борьбу за лучшие куски (оплата ведь сдельная, зависит от продаж). Ответ такой же – люди сумеют организовать свою работу. Через трудности и эксперименты, через споры и проблемы. Они пройдут все это и станут сильнее. В конце концов, это ведь не межпланетный полет космического корабля, это всего-навсего их обычная знакомая работа по продажам знакомого продукта. Здесь не требуется гений уровня Эйнштейна. Задача руководства – стороннее наблюдение, чтобы не допустить простоя.
Эти три ситуации не вымышлены автором, они взяты из практики, уже апробированы и успешно работают во многих компаниях, не смотря на всю свою необычность, если не сказать революционность. В российской компании “LifePay”, которая занимается установкой платежных терминалов (POS-терминалов) на предприятиях торговли/услуг, люди работают без начальников. Они построили горизонтальную организацию и получили пять преимуществ:
- экономия расходов (нет начальников с отдельными кабинетами и секретаршами, дорогих соцпакетов, выездных тимбилдингов и пр.);
- изобилие свежих идей (каждую пятницу проходят демо – демонстрация сделанной работы за две недели, где много новых идей подбрасывается участниками, которые сами «выходцы с полей», хорошо знающие все актуальные проблемы);
- нет микро-менеджмента (все сотрудники состоят в автономных командах, где они сами организуют свою работу);
- мотивация в новом ключе (у молодежи горят глаза реализовать свои идеи и получить признание среди коллег-профессионалов, даже не смотря на то, что зарплата в компании ниже среднеотраслевой);
- нет кадрового дефицита (люди хотят работать в компании, где интересно и где нет самодуров-начальников). Своей моделью управления компания блестяще ответила на вопрос: «Почему я, такой классный профессионал, должен работать именно у вас?» [1].
Другой пример саморганизации, опять-таки близкий нам географически и ментально, – это Сбербанк России, который становится организацией будущего. В подмосковной Балашихе уже пять подразделений банка работают без начальников, они развивают бирюзовую компанию. Аналогично LifePay в этих отделениях все сотрудники равны. Более того, они не делятся на кредитчиков, депозитчиков и карточников, каждый может проконсультировать и обслужить клиента по любому вопросу. В коллективе господствуют принципы самоорганизации: самостоятельность, взаимовыручка, ответственность. Эволюционная цель: счастливый клиент, счастливый сотрудник, лучший банк. Сотрудники встречаются по пятницам на собрании и сами решают текущие вопросы, распределяют премии, читают книги, делятся опытом. Даже сами принимают новых сотрудников на работу [2].
Однако, несмотря на положительный опыт передовых компаний, многие руководители не могут вырваться из плена устаревших представлений и принять инновационные подходы к управлению. Они, по выражению Элвина Тоффлера, безграмотны, т.е. не умеют отучиваться. Такие руководители не видят преимуществ самоуправления, которых как минимум восемь:
- Больше инициативы (так как начальников нет и никто не препятствует проявлению этой инициативы, осаждая «ретивого» работника: «А ты отчет по KPI сдал? Иди работай, умник!»;
- Больше профессионализма (этому способствует коллективный разум, который всегда на стороне профессионализма);
- Больше гибкости (все участвуют в процессе управления, и поскольку все хорошо осведомлены о текущей ситуации, актуальные проблемы всем известны, а соответствующая реакция на них своевременна);
- Больше коллегиальности (каждый может принять участие в выработке и принятии решения);
- Больше грамотных решений (благодаря все тому же коллективному разуму);
- Больше лояльности (люди не хотят увольняться из организации, где они чего-то стоят, и устраиваться на работу в компанию с архаичной административно-командной системой, где может господствовать характерный для такой системы принцип «Я начальник, ты – дурак»);
- Меньше накладных расходов (в силу отсутствия начальников и сопутствующих им «приложений» в виде повышенных окладов, отдельных кабинетов, персональных машин и пр.);
- Всеобщая вовлеченность (это самое главное преимущество, для которого, собственно говоря, и задумывается вся эта технология самоорганизации и самоуправления).
По степени этой вовлеченности сотрудников и самих руководителей мы выделяем четыре типа последних (рисунок 1).
Понятно, что понятию «Адаптивный лидер» в трактовке Лао Цзы в наибольшей степени соответствует тип руководителя «Красавчик», который сумел внедрить принципы этого самого Адаптивного лидерства – убрал начальников, позволил выдвинуться настоящим, неформальным лидерам, делегировал полномочия коллективу, активно поощряет конструктивные ценности такие как самостоятельность, ответственность, самодостаточность, результативность и др. В итоге он получает реально эффективную организацию, в которой нет бездельников, нет бездарей, нет бюрократов, нет некомпетентных начальников, а есть активные, вовлеченные профессионалы.
Что будет мешать внедрению горизонтальной структуры? Во-первых, Сами руководители, сторонники жесткой иерархии. Во-вторых, неконструктивная культура организации, которая не приемлет инновации. В-третьих, может препятствовать сговор посредственностей, которые опасаются не вписаться в новый, сложный для них, формат. В-четвертых, рост компании и размывание изначально сильной и конструктивной культуры, которая слабеет с приходом «инородных» носителей других ценностей. И, наконец, некоторый психологический барьер – нет послужного списка у сотрудника, записать в свое резюме высокую должность не удастся.
Тем не менее, как показано выше, есть уже множество примеров из отечественной и зарубежной практики компаний, которые внедрили новые принципы управления. Эти компании – буревестники революции в менеджменте, будущее менеджмента – именно за такими моделями организации будущего. Они показали целесообразность «жизни без начальников», которая делает организацию поистине предпринимательской – высокоэффективной, где каждое подразделение действует как маленькая компания. Такие организации получают долгосрочное и устойчивое конкурентное преимущество, поскольку эти управленческие инновации очень трудно понять и еще труднее внедрить. Но подстегивать процесс трансформации менеджмента будет угроза – если не сделаешь ты, то это сделает твой конкурент.
Вовлеченность руководителя | Высокая | ЛОХНикто не работает.Он работает | ЭНТУЗИАСТВсе работаютво главе с ним |
Низкая | НИКАКОЙНикто не работает | КРАСАВЧИКВсе активно работаютБез него | |
Низкая | Высокая | ||
Вовлеченность персонала |
Рисунок 1 – Типы руководителей по вовлеченности
На наших глазах новые модели управления меняют сами его принципы, которые сформулированы основателем классической школы управления Анри Файолем более века назад и выглядят в сегодняшнем мире VUCA самым настоящим анахронизмом.
Управлять по А. Файолю это значит (а) планировать, (б) организовывать, (в) отдавать распоряжения, (г) координировать и (д) контролировать. Полное противоречие Адаптивному лидерству, где нет вовлеченных активных, инициативных работников, а есть командир со своими бездумными исполнителями-солдатами. Отсюда и соответствующие принципы, даже беглый взгляд на некоторые из которых дает понимание их неуместности сегодня:
- Единоначалие – каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения;
- Подчинённость интересов – интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации;
- Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая;
- Иерархия – организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда (Прим. авт.: тем не менее, вторая часть принципа выглядит более-менее современно);
- Порядок – определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте [3].
Суть происходящей трансформации менеджмента, по нашему мнению, можно выразить следующим образом: традиционная модель «достигать свои цели чужими руками» постепенно уступает место современной – «достигать наши (коллективные) цели нашими руками (всех вовлеченных в процесс сотрудников)» Тем не менее, программы МВА во многих бизнес-школах продолжают с упорством достойным другого применения пропагандировать идеи французского классика, не замечая, что жизнь уже меняет портрет современного лидера. Это уже не назначенный начальник, а неформальный лидер. У него в руках не административная власть, а авторитет. Это не администратор, исполняющий чью-то волю, а предприниматель. Он не чей-то подчиненный, а равноправный член команды лидеров. Это – менеджер с новой культурой, культурой XXI века!
Процесс изменения портрета менеджера «пошел». Он подстегивается вполне объективным обстоятельством – появлением нового поколения сотрудников, которые можно условно назвать «сетевыми» (от слова Сеть/Интернет). Это молодые люди, так называемые миллениалы, сформировавшиеся как личности в условиях Интернета, и которые как известно живут по своим правилам. У них другие ценности. Они не будут держаться за рабочее место, если им не интересно и нет вызова и возможности самореализации. Они не терпят командно-административного стиля управления, на них действует только убеждение и личный пример. Для нового поколения, выросшего в Сети, нет иерархии. Есть только авторитеты. На сегодня их доля в трудовых ресурсах относительно невелика, но уже существенна. И с каждым годом она будет расти, причем с более высокой скоростью. Это означает, что классическому менеджменту, основанному на распоряжениях и контроле, осталось жить всего ничего, несколько лет. У иерархии нет будущего.
Таким образом, адаптивный лидер является выражением вековой мудрости «Один в поле не воин», и его основной отличительной чертой является не замыкать все на себя, а дать объединяющую идею, способность вовлечь всех в процесс через постановку вопросов и для получение идей из различных источников. В отличие от сложившегося традиционного лидерства, где работает модель «Я вижу цель – вдохновляю людей – вместе движемся к цели», в условиях VUCA – это уже другая модель (новое лидерство): «Не вижу цель – вовлекаю людей – вместе находим идею – они ставят цель – они сами идут к цели». Объединить людей вокруг идеи, а не вокруг конкретного человека – вот в чем суть, и это более эффективный, более устойчивый и более безопасный путь. К основным качествам современного лидера относится также и его способность создавать условия для максимального раскрытия потенциала каждого сотрудника. Здесь ключевую роль играет корпоративная культура, способствующая достижению целей организации.
Арсенал Адаптивного лидерства формируется и ширится на наших глазах в наиболее продвинутых компаниях. Они работают в самых разных странах и отраслях и, по сути изобретают менеджмент заново. Множество ярких и убедительных кейсов компаний, работающих на принципах и методах Адаптивного лидерства, представлено в книгах Гарри Хэмела, одного из самых влиятельных мыслителей современности [4, 5]. «Классические начальники» с трудом воспринимают новые методы. Однако, опыт управленческих инноваций последних десятилетий показывает – именно Адаптивное лидерство задает тренд, ведущий в будущее.
Источники:
- Акимов Владимир. Начальники больше не нужны: пять плюсов компании без иерархии. / https://kontur.ru/articles/2434 30 июля 2015г.
- Дневник бирюзы. https://yandex.kz/video/search?text
- Fayol, Henri Administration industrielle et générale. — Paris. — Dunod et Pinat. — 1917. — 174 p. («Общее и промышленное управление»).
- Хэмел Гэрри. Манифест лидера. Что действительно важно сейчас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.
- Хэмел Г. Будущее менеджмента. BestBusinessBooks, 2013. – 270 с.
Следующий