Зачем нужны тренинги?
Понятие «тренинг» давно и прочно вошло в практику менеджмента организаций. Сейчас тренинг является фаворитом на подиуме бизнес образовательных услуг, это прекрасный инструмент, с помощью которого, можно решать множество насущных проблем компании. Каких именно, об этом нам расскажет Новоточина Марина Валерьевна, DBA, бизнес-тренер, консультант по управлению персоналом.
Прежде всего, что такое корпоративный тренинг? Корпоративный тренинг – это обучение персонала, проводимое внутри компании под руководством внутренних и внешних бизнес-тренеров, участниками которого являются сотрудники одной фирмы. Его основное значение можно кратко охарактеризовать так: подготовка и развитие навыков персонала для эффективной работы в данной организации.
Корпоративный тренинг принципиально отличается от обучения в рамках традиционного бизнес-образования, которое направлено на то, чтобы заложить общие представления об основных теориях и способах ведения бизнеса. Корпоративный тренинг, как форма обучения персонала компании, может быть направлен как на развитие менеджмента, так и на развитие менеджеров. По этому принципу разделим все виды тренингов на две большие группы и поговорим о каждой в отдельности.
Тренинги, направленные на развитие отдельных навыков менеджеров и специалистов компании. Это самый распространенный вид тренинга, именно такие тренинги, прежде всего, подразумеваются, когда речь заходит об обучении персонала компании. В устах руководителя или другого инициатора обучения, заказ такого тренинга звучит обычно так: «В компании-то все хорошо, только вот отдельные менеджеры кое-что делать не умеют. Например, не умеют … управлять людьми, продавать, выступать перед слушателями с презентацией, общаться, и т. д.»
Пример. Вы с помощью тренинга хотите повысить объем продаж в компании. Тогда эффект от тренинга продаж будет, т. е. объем продаж увеличится, если неумение продавцов продавать, и есть единственная причина снижения уровня продаж. А если причины лежат совсем в другой сфере? Например, активизировались конкуренты, или предлагаемый товар/услуга низкого качества, или наблюдается общее падение спроса, или в вашей компании недостаточное внимание уделяется продвижению продукции, тогда тренинг навыков продаж будет неэффективен. Тогда возможно нужен совсем другой тренинг, направленный на компанию в целом, например, тренинг разработки маркетинговой стратегии.
Вы спросите: «Почему тренинг?». Прежде всего, потому, что именно тренинговая форма работы оптимальна для выработки коллективных решений, на основе объединения видения и имеющейся у каждого участника информации. Иногда только в тренинге работники разных подразделений и разных уровней иерархии могут осознать, что в компании есть проблема и она общая для всех. Выработанные совместно решения значительно облегчают их принятие сотрудниками компании и последующее внедрение. Кроме того, обсуждение происходит в конструктивном режиме, так как им управляет независимый специалист, внешний бизнес- тренер, который умеет управлять группой и обладает знаниями предмета.
Таким образом, существует и другой вид тренингов, в ходе которого происходит так называемое «обучение действием», в результате обучаются не столько отдельные люди, сколько организация в целом.Тренинги, направленные на развитие самой компании и повышение ее управляемости. Поскольку такие тренинги направлены на изменения в системе управления компании, они носят название «системных тренингов». Самый простой и распространенный вариант такого рода тренингов, это Teambuilding. Он применяется для улучшения психологического климата в коллективе, сплочения управленческой команды, объединения сотрудников на межличностном уровне, вне зависимости от занимаемого уровня иерархии в компании.
Пример. За тренингом командообразования обратилась компания, находящаяся на стадии бурного роста. Численность работающего персонала компании за последний год увеличилась в 3 раза, появились новые подразделения и должности, возникла неразбериха в должностных обязанностях и в отношениях руководства и подчиненных. На этом фоне произошло общее ухудшение психологического климата в компании, увеличилась текучесть персонала. Можно, конечно, издать приказ: «С завтрашнего дня начинаем работать по-новому, вы – руководитель, вы – подчиненный, ваши функции теперь такие-то». Но это же люди. Они не могут так быстро перестраиваться. Вернее, могут, но только когда понимают, зачем нужны эти изменения, почему без них никак нельзя двигаться дальше, чего от них (людей) ожидают, чем это им грозит. К тому же, они непременно хотят, чтобы выслушали и их мнение. Понимая все это, руководство приняло решение провести тренинг командообразования для всех сотрудников компании. И это обязательно было бы сделано, если бы тренер отнесся к заказу формально. Но этот тренинг не решил бы существующую проблему, так как ее причины лежали в организационной, а не в межличностной сфере. В этой ситуации был проведен тренинг «Оптимизация организационной структуры», на котором участники сами выстраивали новую структуру компании, в соответствии с ее стратегическими задачами и сферой деятельности, прописывали должностные обязанности, согласовывали принципы взаимодействия между подразделениями и отдельными сотрудниками. Выработанная таким образом структура, действительно «работает», а не пылится в виде рисунка в сейфе у руководства. И тренинг командообразования не понадобился, т. к. сплочение команды произошло само собой в процессе совместной деятельности. Разумеется, каждый такой тренинг, это уникальный продукт, разработанный под конкретные задачи конкретной компании. Его подготовка и проведение требует большой предварительной работы и вовлеченности, как со стороны тренера-консультанта, так и со стороны организации. Но полученный результат превзойдет все ваши ожидания!
АВТОР: МАРИНА НОВОТОЧИНА